Работа с ОВЗ.
В МБДОО "Еланский ДС № 5 "Теремок" Еланского муниципального района Волгоградской области имеются следующие условия по работе с детьми с ОВЗ:
Есть свободный доступ для передвижения маломобильных групп.
В мае 2017 года воспители, педагог - психолог, учитель - логопед, музыкальный инструктор, инструктор по физической культуре прошли краткосрочное обучение на курсах повышения квалификации по программе: "Инклюзивное образование в образовательном учреждении" в объёме 72 часов в Частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования " Академик" г. Жирновска.
Организация обучения и воспитания детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МБДОО "Еланский ДС № 5 "Теремок"
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике. Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями — это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативно-правовой основой инклюзивного образования являются следующие документы:
— Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,
— Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (с изменениями на 14 сентября 2016 года),
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
— письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Инклюзивное образование – признанный на международном уровне инструмент реализации права каждого человека на образование, зафиксированного во Всеобщей декларации прав человек в 1948 году, Всемирной декларации об образовании для всех, принятой в Джонтьене в 1990 году. А также в Дакарских рамках действий, принятых Всемирным форумом по образованию в 2000 году, в Конвенции ООН о правах инвалидов в 2006 году, в Законе Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году и Конституции РФ.
Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности. Отличительная черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания.
Это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Направления инклюзии: коррекция речевого развития, психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик:
от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности,
до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы;
от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками,
до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Существенную роль в изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.
Всеми вышеперечисленными средствами владеют педагоги нашего детского сада.
-
Кадровое обеспечение – характеристика педагогического коллектива, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в детском саду: